Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Архив сайта
    Ноябрь 2014 (2)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июнь 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Февраль 2014 (7)
    Январь 2014 (5)
    ЩЕПКИН Михаил Семенович - русский актер. Часть 1
    Автор: MARISHS | 7-05-2012, 18:28


    Щепкин Михаил Семенович русский актер. С именем Щепкина Михаила Семеновича связано начало русского реалистического театра. С 1824 года — в Малом театре. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности: Фамусов ("Горе от ума"), Городничий ("Ревизор"), Кузовкин ("Нахлебник"), Кочкарев ("Женитьба"), Гарпагон ("Скупой") и др.

    Щепкин Михаил Семенович родился 6(17) ноября 1788 года в селе Красном Курской губернии Обоянского уезда в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна. Отец Щепкина Михаила Семеновича , Семен Григорьевич, после рождения сына был повышен из камердинеров в управляющие всех графских имений. Мать, Марья Тимофеевна, выходила замуж сенной девушкой при барыне.

    Граф покровительствовал семье Щепкиных. С пяти лет Щепкин Михаил Семенович учился грамоте и счету у служащего хлебной лавки, а затем у священника в господском имении. Мальчик окончил четырехклассное губернское училище.

    Уже в эти годы проявились его артистические способности: он с успехом участвует в школьных спектаклях. Граф Волькенштейн демонстрирует талантливого юношу в своем крепостном театре.

    В 1802 году Щепкина Михаила Семеновича определяют в народное губернское училище города Курска. Здесь он поражает всех своими способностями. Щепкин Михаил Семенович много читает — поэт И.Ф. Богданович снабжает его книгами.

    Во время учебы Щепкину Михаилу Семеновичу удалось попасть за кулисы местного театра — помог родственник содержателей театра Барсовых. Щепкин Михаил Семенович переписывал роли, таскал музыкантам ноты и инструменты, суфлировал спектакли. И наконец в бенефис артистки Лыковой вышел на подмостки театра настоящим актером. Щепкин успешно справился с ролью Андрея-почтаря в драме "Зоя". Его игру хвалили все — и в театре, и дома. Спустя три десятилетия после того знаменательного ноябрьского дня 1805 года он напишет: "…этого дня я никогда не забуду, ему я обязан всем, всем!"

    Графу Волькенштейну было выгодно, чтобы принадлежащий ему крепостной стал известным артистом, и он позволил Щепкину Михаилу Семеновичу вступить в профессиональную театральную труппу в Курске. Щепкину Михаилу Семеновичу было тогда 17 лет. Первое время он играл, выходя на подмену. С 1808 года Щепкин Михаил Семенович становится уже настоящим актером и около восьми лет выступает в труппе Барсовых.

    Много позже Щепкин Михаил Семенович вспоминал о том, как в своих молодых театральных странствиях "…ел только борщ да кашу", получал "крайне неудовлетворительное жалованье", а иногда и вовсе никакого. Но не сдавался. Каким бы трудным ни был день, как бы поздно ни кончился спектакль, он не ложился спать, не повторив роли к утренней репетиции или к завтрашнему представлению. Вставал в шесть-семь часов утра, неизменно первым являлся на репетиции, ни разу за всю свою долгую актерскую жизнь не опоздав, не пропустив ни одной из них: "Друзья мои, репетиция, лишняя для вас, никогда не лишняя для искусства…" Всякую приблизительность, урезку или замену текста он считал позором для артиста и прекрасно знал роль уже к первой репетиции.

    Щепкин Михаил Семенович выступал в амплуа актера-буфф. Публика требовала привычных французских "красивостей" и полного набора балаганных дурачеств. Наверное, многое скрашивалось природным артистизмом и темпераментом молодого актера, той человечностью и теплотой, которыми он наполнял ходульные образы и нелепые ситуации. Спектакли с участием Щепкина Михаила Семеновича всегда собирали много зрителей, и хозяин даже увеличил ему зарплату. Труппа гастролировала в провинциальных городах, в Курске, Харькове, Полтаве…

    В 1810 году в домашнем театре князя Голицына Щепкин Михаил Семенович увидел актера-любителя князя П.В. Мещерского, потрясшего его необычной манерой исполнения. Сначала Щепкину Михаилу Семеновичу показалось, что князь поразил его "неумением играть". "И что это за игра? Руками действовать не умеет, а говорит… смешно сказать! — говорит просто, ну так, как все говорят". Но, поразмыслив, Щепкин Михаил Семенович приходит к совершенно иному выводу: "И как мне досадно на самого себя: как я не догадался прежде, что то-то и хорошо, что естественно и просто!" Щепкин Михаил Семенович пробует играть в манере князя Мещерского, а у него не получается… Невзирая на все неудачи, он продолжает искать "естественности".

    В 1812 году Щепкин Михаил Семенович женился. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Избранница Щепкина Михаила Семеновича "вольная" Елена Дмитриевна вышла за него замуж, не убоявшись не только реальной нищеты, но и той кабалы, в которую попадала сразу же из-под венца с мужем-крепостным.

    В Пскове в картинной галерее хранится ее портрет кисти Тропинина. Самое пленительное в обличье "турчаночки" (ребенком будущую Щепкину Михаилу Семеновичу русские солдаты подобрали в развалинах взятой турецкой крепости Анапа) — ее взгляд, излучающий тихий свет доброты и терпения… "Алеша", так называл жену Щепкин Михаил Семенович , была ему крепкой опорой в жизни и первым другом. Стоило ей заболеть, как его охватывало смятение. Разные по характеру, но оба щедрые и отзывчивые, они были на редкость схожи.

    В 1816 году труппа Барсовых прекратила свое существование. Щепкин Михаил Семенович уехал в Харьков, где был принят в труппу антрепренера Штейна. Вскоре труппа отправилась в Полтаву, где малороссийскому генерал-губернатору, князю Н.Г. Репнину, захотелось устроить свой театр.

    Щепкин Михаил Семенович продолжал оставаться крепостным. Полтавские зрители, высоко ценившие талант артиста, чтобы выкупить его из крепостной неволи, организовали подписку. Молодой генерал князь С.Г. Волконский, надев боевые ордена, обошел с подписным листом лавки купцов, съехавшихся в Ромны на Ильинскую ярмарку. Но этих денег не хватило. Тогда князь Репнин уплатил недостающую сумму из своих средств и таким образом стал хозяином актера. Однако отпускать Щепкина Михаила Семеновича на волю он не спешил. Только через три года, в ноябре 1821 года, Щепкин Михаил Семенович с матерью, женой, четырьмя дочерьми вышел на свободу, а в следующем году получили вольную и два его сына.

    Об удивительном провинциальном актере стало известно директору Конторы Московских императорских театров Ф.Ф. Кокошкину. Посланный проверить впечатления известный драматург М.Н. Загоскин, писавший очень длинные пьесы, на сей раз был предельно краток: "Актер — чудо-юдо…"

    Осенью 1822 года в доме Пашкова состоялся московский дебют 33-летнего Щепкина. Он исполнил роль Богатонова в комедии М. Загоскина "Господин Богатонов, или Провинциал в столице" и роль Угара в комедии "Лакейская война". По словам С.Т. Аксакова, "московская публика обрадовалась прекрасному таланту и приняла Щепкина Михаила Семеновича с живейшим восторгом в полном значении этого слова".

    За дебютом последовало окончательное приглашение перейти на императорскую сцену, но Щепкин Михаил Семенович был еще связан с тульским театром и отправился туда доигрывать сезон. Служба его на сцене Малого театра началась с марта 1923 года.

    Говоря о московском новоселе, один из современников записал свои наблюдения: "Щепкин Михаил Семенович весь предался труду и учению, предался пламенно и неутомимо…"

    Внешние данные у Щепкина Михаила Семеновича были не очень сценичными: рост ниже среднего, солидная полнота. С "трехнотным" голосом — шутил боготворивший артиста Белинский. С "козлетоном" — довершал картину Щепкин Михаил Семенович . Сам актер часто подтрунивал над своей внешностью, подписываясь иногда в письмах "ваша толстая щепка" или называя себя "небольшой квадратной фигурой".

    Постоянные тренировки позволили ему прекрасно развить и разработать голос. Свои внешние физические данные Щепкин Михаил Семенович также умел подчинять роли, использовал так, как ему было нужно: в комедии порой обыгрывал свои недостатки, чем немало смешил зрителей, и он же заставлял зал забывать о своей комичной внешности и следить за драматическими переживаниями героев. Своих коллег он призывал: "Не удовлетворяйтесь одной наружной отделкой Как вы искусно ни отделаете, а будет все веять холодом… нет! в душу роли проникайте, в самые тайники сердца человеческого".

    В первые московские годы Щепкину Михаилу Семеновичу приходилось часто играть в пьесах невысокого художественного уровня. Хотя и в этих спектаклях он сумел своим блистательным исполнением ролей завоевать славу, любовь и почет у взыскательной театральной Москвы. Щепкин Михаил Семенович был всеобщим любимцем, кумиром московских театралов. Современники говорил о нем не иначе, как о "первом примере исторической личности на сцене".

    В январе 1830 года Щепкин Михаил Семенович поставил в собственный бенефис одну сцену из "Горя от ума" Грибоедова. А на следующий год ему удалось показать всю комедию, хотя и с большими цензурными пропусками.

    Работая над ролью Фамусова, Щепкин Михаил Семенович сетовал иногда, что в нем самом нет ничего барского и потому играть ему будет трудно. Но замечательная творческая интуиция, наблюдательность, ум и талант актера позволили ему не только передать внешние приметы старого московского барина, но и создать сложный характер. Щепкин Михаил Семенович так играл эту роль, что можно было совершенно безошибочно представить себе прошлое человека, не брезговавшего никакими средствами для достижения своих жизненных вершин. Его Фамусов был мелок, расчетлив, злобно ненавидел всякое свободомыслие.

    Петербургский критик, откликаясь на гастроли Щепкина Михаила Семеновича в роли Фамусова, писал: "Перед вами господин, к которому ездят в дом князь Петр, княгиня Марья Алексеевна… Дрянские, Хворовы, Варленские, Скачковы, вся московская знать; он имеет значение, но в его уверенности нет ничего преувеличенного, ничего надутого; как хозяин, он даже держит себя весьма скромно, просто, одинаково внимателен со всеми — видно, что он родился в этом кругу — и между тем из-за его тона, из-за его положения в свете проглядывает такая пошлая ничтожность, такой ограниченный и мелкий эгоизм, что вам жалко смотреть на него".

    Когда Н.В. Гоголь написал свою гениальную комедию "Ревизор", Щепкин Михаил Семенович активно содействовал ее постановке на московской сцене. Он, недавно жаловавшийся на крайнюю усталость, на изменяющийся от постоянного напряжения голос, разом помолодел, взбодрился. Гоголь писал Щепкину Михаилу Семеновичу в мае 1836 года: "Во-первых, вы должны непременно из дружбы ко мне взять на себя все дело постановки ее… Сами вы, без сомнения, должны взять роль городничего, иначе она без вас пропадет".

    Щепкин Михаил Семенович в роли городничего был именно таким, каким хотел видеть его Гоголь. Вот что писал об игре актера современник Щепкина А.П. Григорьев — поэт, литературный и театральный критик: "…нам кажется, что до появления нового гениального же таланта в роли Сквозника-Дмухановского, вы в Москве не отделаетесь от образа, сложившегося в вас под влиянием игры Щепкина Михаила Семеновича . В нем — городничий как будто совсем живет перед вами всей своей натурой, во всех своих привычках… Все живет тут и осязательно является перед зрителями… К этому надо прибавить, что Щепкин Михаил Семенович изображал при всем том городничего не извергом рода человеческого, а обыкновенным смертным человеком, а не зверем, спокойно проявляющим свои пороки потому, что он в глубине души и не считает их за пороки".






    Другие новости по теме:
    Просмотров: 2203 | Комментариев: (0) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Белгорода?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    B e l g o r o d m e n . r u
     Издательство: Патриот Белгорода.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Белгород, ул. Попова, 2А
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта belgorodmen.ru рассказать о славной истории города Белгорода, об известных жителях города Белгорода. Распространяя информацию о городе Белгороде, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Белгород.
    Сделаем город Белгород лучше совместными усилиями
    .