Я патриот. Я воздух русский, я землю русскую люблю. Я верю, что нигде на свете второй такой не отыщу.
Навигация
Топ новостей
    Архив сайта
    Ноябрь 2014 (2)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июнь 2014 (1)
    Апрель 2014 (2)
    Февраль 2014 (7)
    Январь 2014 (5)
    КОЖАНОВ Петр - гвардии старший лейтенант. Часть 1
    Автор: MARISHS | 26-04-2012, 20:37


    Гвардии Старший лейтенант Петр Кожанов совершил 386 боевых вылетов, 59 раз штурмовал вражеские позиции, участвовал в 59 воздушных боях, сбил лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника. В одном из боёв спас жизнь двум товарищам. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Петр Кожанов удостоен звания Героя Советского Союза.

    Родился в 1917 году в селе Клиновец, ныне Корочанского района Белгородской области. С 1933 года Петр Кожанов жил в Москве, работал каменщиком. С 1937 года в Военно - Морском флоте. Окончил Петр Кожанов Чугуевское военное авиационное училище.

    На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Петр Кожанов был лётчиком - истребителем, командиром звена, парторгом, комиссаром, командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Ленинграда.

    К началу Июня 1942 года военный комиссар эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Старший лейтенант Петр Кожанов совершил 386 боевых вылетов, 59 раз штурмовал вражеские позиции, участвовал в 59 воздушных боях, сбил лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника. В одном из боёв спас жизнь двум товарищам. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

    22 Апреля 1944 года Гвардии Капитан Петр Кожанов погиб в воздушном бою. К тому времени он совершил более 500 боевых вылетов, сбил 9 самолётов лично и 4 - в группе с товарищами. Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. Похоронен в рабочем посёлке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области. Боевой деятельности Петра Кожанова посвящена книга Героя Советского Союза В. Ф. Голубева "Впереди комиссар".

    * * *

    "Бесстрашный истребитель. Любимец всех лётчиков. Где бой достигает наивысшего напряжения, там всегда впереди комиссар. Он своим примером вливает новые силы в воздушных бойцов..." - Такова характеристика комиссара 3-й эскадрильи Гвардии Капитана Петра Кожанова.

    После окончания Чугуевского военного авиационного училища лётчиков Петра Кожанова направили на Балтику.

    В числе лётчиков 13-го истребительного авиаполка Краснознамёенного Балтийского флота, вступивших в Великую Отечественную войну на рассвете 22 Июня 1941 года, был и Петр Кожанов . Флотской выучки выпускников военно - морского авиационного училища он не имел, да и водных пространств, если не считать двух рек на белгородской земле - Северского Донца и Оскола да Москвы - реки, не видывал, но, оказавшись на прибрежном аэродроме, сразу и не хуже однополчан - моряков повёл бои над просторами Балтики. Тогда, в начальный период войны, 1 - 2 балтийским истребителям нередко приходилось отражать атаки десятков немецких бомбардировщиков, рвавшихся к Ленинграду, Кронштадту, Таллину. Лётчики поэскадрильно, звеньями, парами и в одиночку сражались над полуостровом Ханко, островами Эзель, Даго, над подступами к Таллину и самим городом, близ Кронштадта и над Ленинградом.

    В лётной книжке Петра Кожанова значились воздушные бои, разведка, сопровождение бомбардировщиков, охрана военно - морских баз. Однако больше всего вылетов он совершил на штурмовку наступавших войск противника. Летал Петр Кожанов на И-16, истребителе, который наши пилоты ласково называли "Ястребком". И-16 заметно уступал немецкому Ме-109 в скорости и вооружении. Победы наших лётчиков достигались за счёт их мастерства, мужества, отваги, беззаветной преданности Отчизне.

    Как и все советские лётчики, балтийцы - плоть от плоти народа, его верные сыновья и защитники. Петр Кожанов был именно из числа взращённых комсомолом пилотов, которые, как поется в песне, рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор. Кожанов любил эту песню, как любил "Ястребок", испытанный кумиром его юности В. П. Чкаловым. Но были в песне слова, с которыми Петр Кожанов не соглашался: о том, что разум дал "вместо сердца пламенный мотор".

    - Не вместо сердца, а к сердцу ! - говорил Петр Кожанов .

    Почему единственный из однополчан Петр Кожанов был не согласен с поэтом ? Ответ на это может дать, наверное, его биография.

    Петр Кожанов - ровесник Октября. В детстве познал тяжёлый крестьянский труд. Но ничто трудное для Петра Кожанова , если дело необходимое, не было в тягость. Работа спорилась в его руках. Петр Кожанов любил делать дело, и вокруг него всегда были люди, не терпящие праздности, не знающие лени. Крестьянский опыт был дополнен жизнью и трудом в рабочем коллективе. В Москву Петр Кожанов приехал по оргнабору, овладел специальностью каменщика. Петр Кожанов только начал заниматься в аэроклубе, когда узнал, что Белгородские друзья юности подали заявления в военное авиационное училище. Они звали: "Подавай рапорт, будем вместе учиться". Можно бы вначале закончить аэроклуб и уже потом идти в училище. Но тогда, как считал Петр Кожанов, он потерял бы 2 года. Газеты писали о разгуле фашизма в Германии, и Петр Кожанов был убеждён в небходимости быстрее стать бойцом. И обязательно воздушным бойцом ! К экзаменам готовился серьёзно, сдал их с оценками "хорошо" и "отлично". И так же успешно учился.

    Обычно после училища совершенствование лётчика продолжается в строевых частях, где пилот сдаёт зачёты на боевое применение. Выпуск 1941 года зачёты сдавал в настоящем бою, перед огненными, несущими смерть пушечными и пулемётными трассами "Мессеров". Петр Кожанов был участником многих победных боёв однополчан. Петр Кожанов восхищался отвагой и мастерством Героя Советского Союза И. Г. Романенко, командира полка, лётчиков Алексея Антоненко и Петра Бринько, ставших в Великую Отечественную первыми из балтийцев Героями Советского Союза. Антоненко за 4 недели войны уничтожил в воздушных боях 11 вражеских самолётов, а Бринько со 2 Июля по 14 Сентября 1941 года сбил 15 самолётов. Они воевали на таком же "Ястребке", что и Петр Кожанов. Есть на кого держать равнение ! Петр Кожанов впитывал опыт лучших. Впрочем, и его опыт стал скоро примером.

    Обстановка требовала от лётчиков особого внимания к борьбе с наземными силами врага. Немецкие войска рвались к Ленинграду. Лётчики - истребители превращались в штурмовиков и бомбардировщиков. В числе самых решительных пилотов Петру Кожанову вручили истребитель, оснащённый пушками. Кроме того, под плоскостями были установлены направляющие для реактивных снарядов. Поликарповский "Ястребок", таким образом, не только получил высокую прибавку в огневой мощи, но и стал "летающей катюшей".

    Уже в первом боевом вылете на довооружённом И-16 Петр Кожанов нанёс врагам ощутимый урон. Огнём скорострельных пушек он вызвал пробку на шоссе, а затем "эрэсами" ударил по скоплению автомобилей, которые везли войска и боеприпасы. В том первом вылете так неуёмно было желание уничтожить как можно больше оккупантов, что Кожанов произвёл залп, слишком близко находясь к цели. И явственно почувствовал, как содрогнулся воздух. Радостно взволнованный, он смотрел на участок дороги, где разорвались его реактивные снаряды. Видел перевернутые, искорёженные машины, в ужасе бегущих к лесу солдат, десятки трупов на дороге и в кюветах.

    Конечно, штурмовка не из числа "спокойных" боевых задач. Однажды Петр Кожанов возвращался на базу с разбитым стабилизатором, с дырами в крыльях. Истребитель не хотел слушаться. Радио на самолёте отсутствовало, и Кожанов не мог сообщить, что истребитель не слушается рулей, не идёт на посадку. Но и без радио И. Г. Романенко всё понял. Приказал выложить три посадочных знака: мол, садись в любом направлении, как сможешь. И Петр Кожанов понял командира, сел поперек поля и сразу выключил мотор, чтобы не врезаться в готовые к вылету истребители. Впрочем, и по инерции И-16 мчался вперёд, не слушаясь ни рулей, ни тормозов. Навстречу ему бежали лётчики, впереди - И. И. Сербин, комиссар эскадрильи, боевой лётчик. Мёртвой хваткой уцепились за консоль. Метрах в 4 от самолётов "Ястребок" развернулся и застыл.

    Петр Кожанов, не покидая кабины, словно собирался на израненной машине снова лететь в бой, доложил:

    - Штурмовка прошла успешно, надо сейчас же повторить, там фашистской техники видимо - невидимо.

    - Вылезайте, - приказал командир. - На этой машине всё равно сейчас лететь нельзя. Обедайте, а мы решим, как и что.

    - Упустим врага, товарищ командир. Сейчас он на открытом участке дороги, бить сподручнее, а дальше вокруг лес, замаскируют технику и живую силу.

    ...К вылету готова десятка истребителей. Ведущим должен лететь Сербин. Но Петр Кожанов знает, где противник, значит, ему и вести группу.

    - Я на вашем самолёте ? - спросил Петр Кожанов.

    - Нет, на своём я полечу сам - вашим ведомым. А вы возьмите самолёт Цыганова, он ранен...

    В этой штурмовке противник потерял десятки автомашин с живой силой и техникой, был взорван большой штабной автобус, рассеяна колонна мотоциклистов. Выходя из первой атаки, Петр Кожанов увидел, как Сербин на бреющем повёл огонь из пушек. Комиссар летел низко, снаряды сметали врага. И выходил из атаки стремительно. Крутой разворот, и вот уже они летят рядом - комиссар и Петр Кожанов, сила их огня как бы удваивается. Вот загорелся один грузовик, другой. Несколько машин взорвались - очевидно, они везли боезапас. Пламя поднялось над бензозаправщиком.

    С того летнего дня 1941 года командир по рекомендации комиссара Сербина поверил в новичка как в ведущего. А Сербин открыл в Петре Кожанове ещё и задатки агитатора, что было тоже очень важно. В первое время войны лётчики ещё не успели "зарыться в землю", чтобы избежать поражения осколками. Отдыхали в палатках - благо было тепло и солнечно. После напряжённых и опасных штурмовок отдыхали на матрацах, доставленных из общежития. А Петр Кожанов читал бригадную многотиражку "Победа". В Июле 1941 года это название не очень соответствовало "текущему моменту", но Петр Кожанов, прочитав газету, находил в ней и оптимистические факты. Сербин, сделавший правилом политические информации личного состава, едва открыл полог палатки, как услышал голос Петра Кожанова:

    - Друзья, Митин сбил фашистский самолёт. Отличился и Киров. А краснофлотцы - то молодцы, нам нос утёрли: охраняя аэродром, из "Максима" сбили "Юнкерс". Каберова кто знает ? Так вот, он в первый день войны выпустил "боевой листок" и продолжает это делать ежедневно. Надо бы и нам...

    В 1941 году на фронтовом аэродроме Петра Кожанова по боевой характеристике приняли в члены партии. Он стал агитатором, можно сказать, лучшим агитатором эскадрильи. В бою увлекал личным примером, на земле - бодростью духа, горячим словом, которое не расходилось с делом. Десятки агитаторов были в полку. Почему же комиссар полка и комиссар эскадрильи особенно отличали Петра ? Не только потому, что он бесстрашно воевал. Другая причина их уважения к Петру Кожанову - то, что он не уходил от острых вопросов, не боялся правды.

    - Да, очень трудно, - говорил Петр Кожанов, переставляя флажки на фронтовой карте всё ближе к Ленинграду и Москве. - Да, приходится отступать. Но Красная Армия наносит невосполнимый урон противнику, обескровливает его войска. Вот мы с вами что сделали сегодня ? - Кожанов, волнуясь, вставал и перечислял, загибая пальцы сперва на левой, потом на правой руке: - Геннадий Цоколаев своим огнём помог морским пехотинцам выбить противника с острова близ нашей базы. Ну, конечно, остров небольшой, скорее островок, но несколько десятков вражеских солдат уничтожено. Володя Дмитриев, Михаил Васильев, Алим Байсултанов отбили нападение "Юнкерсов" на корабли Балтфлота. Комиссар Сербин сбил фашистского аса. Георгий Лагуткин и Пётр Шишацкий заслужили благодарность командующего армией и представлены к награждению орденами. Наконец, мы с вами сегодня ударили "эрэсами" по танкам, тоже законный плюс. Всё это - для победы. Она придёт. Обязательно !..





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 1645 | Комментариев: (1) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Вы патриот города Белгорода?

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru
    B e l g o r o d m e n . r u
     Издательство: Патриот Белгорода.
     Редактор: Бородин Сергей
     Верстка: Raven Black
     Перепечатка: Использование и распространение материалов сайта одобряется
     Адрес: Россия, г. Белгород, ул. Попова, 2А
     Соцсети: ВК, ОК, Facebook
     Периодичность: всегда с Вами
     Цена: информация беcценна
     Сайт работает до последнего посетителя.
    Цель сайта belgorodmen.ru рассказать о славной истории города Белгорода, об известных жителях города Белгорода. Распространяя информацию о городе Белгороде, Вы вносите вклад в развитие историко-патриотического движения нашего города. Гордитесь нашей историей, любите город Белгород.
    Сделаем город Белгород лучше совместными усилиями
    .